Формы предварительной работы по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения темя. Что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого
народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом,
устное народное творчество способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое
значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок
знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее
столицей и символами
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие
взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе
родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста -
формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому
семье, детскому саду, городу, селу.
- формирование
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному
наследию своего народа;
- формирование
духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения
к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства
собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста:
- приобщение детей к
культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному
искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным
играм.
- знакомство с семьёй,
историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными
традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками,
традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
- проведение целевых
наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация
сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка
кустов, деревьев и другое;
- организация творческой
продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет
сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в
связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по
необходимости;
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего
дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая
среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского
сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем
воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и
является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы,
самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается
в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении
их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей,
воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма
предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной
компетентности, профессионального мастерства, а также способности к
саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Автор: Куликова Светлана При копировании материала ссылка на сайт http://fotodizayn.ru обязательна
|